Евгения Голубева, режиссер анимации, сценарист, иллюстратор

В Англии – 10 лет, несколько лет назад переехала из Лондона в Стратфорд-на-Эйвоне.

Где можно встретить: в Design Museum, House of Illustration и на мультфестивалях.

Любимый паб: я не хожу в пабы, для меня важнее найти хорошую кофейню. Из самых любимых – The Old Dairy около Regent’s Park Station. И Söderberg в Сохо.

Что бесит: Шум. Когда жила в Лондоне, не замечала его; но уехав, поняла, что в тишине работается и спится намного лучше.

Что нравится: Английская вежливость – мне совершенно не важно, что именно обо мне думают соседи, но мне приятно, что они мне всегда улыбаются.



Я родилась в Красноярске, училась в Петербурге на режиссуре анимации в Университете кино и телевидения, потом работала режиссером и сценаристом на анимационной студии «Мельница».

Мой первый муж – итальянец. Мы вместе переехали в небольшой городок в Италии недалеко от Рима. Там было довольно плохо с работой в анимационной сфере. Я продолжала писать сценарии для русских проектов, но было сложно найти местных заказчиков. Наконец мы нашли большой рекламный проект. Наняли русских аниматоров и быстро его сдали. Но наш итальянский заказчик отказался оплатить нашу работу, при этом использовал всю анимацию в плохом разрешении, и рекламу крутили по телевизору целый месяц. Мы пытались судиться, но это ни к чему не привело. Потом в городе, где мы жили, случилось землетрясение, и мы решили, что пора переезжать. Не было никаких связей, и я вообще не могла найти работу

До этого я никогда не была в Лондоне. Но у меня был испанский друг, который сказал, что здесь здорово, много иностранцев и большой выбор студий. Мы решили переехать в Лондон ненадолго. С мужем, правда, мы вскоре разошлись, и он вернулся в Италию, а я осталась.

Сначала было, конечно, сложно. Не было никаких связей, и я вообще не могла найти работу. Я фрилансила на Россию – продолжала писать сценарии для детских сериалов и постановок. 

Потом пошла учиться в Escape Studios – это такие краткосрочные трехмесячные курсы для аниматоров, куда нужно было ходить каждый день. Школа была раскрученная, и она помогала студентам устраиваться на работу, в том числе помогала сделать конкурентноспособный showreel. Свою первую работа я нашла через них. У меня были и сценарные, и режиссерские навыки: я могла делать сториборд, владела другими программами. Это оказалось моим конкурентным преимуществом, так как компании выгодно иметь сотрудника, который может выполнять разные задачи.

Мне нравилось быть режиссером, но моя работа была невидимой

Первая моя основная лондонская работа была связана с рекламой. Я работала для Partizan Studio в Сохо, занималась превизуализацией рекламных роликов. Перед съемками реклама тестируется, для этого ее делают в 3D, а потом уже снимают с актерами. Но я скучала по режиссуре и параллельно искала работу поинтересней. После часового интервью и двух тестов меня взяли режиссером превизуализаций в Animated Storyboards. Мы делали ролики для таких брендов, как Kellogg’s, Ariel, Nicorette и других. 

Мне нравилось быть режиссером, но моя работа была невидимой и мне не хватало творчества. Рекламные ролики были похожи друг на друга. Превизуализации плохо смотрелись у меня в портфолио, и я поняла, что не хочу тут долго задерживаться. У меня началась фрустрация. В свободное время я придумывала идеи для детских сериалов, но не знала, что с этим делать.

Одна студия хотела купить идею, но мы были неопытные и отказались

Как-то я смотрела детский канал CBeebies, и там был сериал “64 Zoo Lane”. Я увидела, что его создательницу зовут Анн, нашла ее на LinkedIn и пригласила выпить кофе. Мне нужна была помощь, так как я ничего не знала о сериальной индустрии Англии. Она, к моей радости, согласилась. Мы встретились, и она поделилась своей историей о том, как она сама приехала из Бельгии и как ей удалось сделать сериал для BBC. Анн посоветовала съездить на The Children’s Media Conference в Шеффилд и пригласила меня на несколько networking events. Так я стала обрастать знакомствами и пониманием, что делать дальше.

Вместе с моим другом-аниматором Полом Хариссоном мы придумали три концепции детских сериалов и стали показывать их разным студиям и каналам. Одна студия даже хотела купить идею (нам предложили 1000 фунтов) – но мы были неопытные и не понимали, что значит «купить идею», поэтому отказались. Оказывается, это обычная практика: у тебя выкупают на какое-то время твою идею (option) за небольшую сумму денег, берут ее на кинорынки, подают заявки на гранты и пытаются найти финансирование для написания сценариев и пилота. Если находится финансирование на весь проект, там уже, естественно, появляются хорошие деньги и вся работа хорошо оплачивается. В общем, надо было соглашаться!

Чуть позже нам удалось найти другую маленькую студию, которой понравилась одна из наших идей – “Dolly’s Doodles”. Продюсеры дали нам денег на пилот и наняли двух аниматоров. Несколько месяцев мы работали в холодной студии рядом с Earls Court и мечтали об огромном успехе. К сожалению, у студии не получилось найти финансирование для всего сезона. До нашего проекта студия занималась в основном motion graphics и полнометражными документальными фильмами, анимация была для них экспериментом, и энтузиазм, видимо, закончился.


А у меня не закончился. И я поняла, что уже могу не привязываться к конкретному месту работы, а быть фрилансером. Продолжать придумывать свои идеи и искать возможности их воплощения. Сейчас я иногда читаю лекции студентам и рассказываю им, сколько проектов надо придумать до того, как кто-то согласится их взять. Из 25 проектов, которые надо полностью расписать, разработать, нарисовать, – наверное, только три в лучшем случае дойдут до производства и до зрителя. Студенты удручающе вздыхают. 

Работаю над тремя своими сериалами: в России, Португалии и Англии

Сейчас я работаю сценаристом на англоязычных проектах для Disney, Nick Jr, CBeebies, Netflix. Путешествую по анимационным рынкам и фестивалям. Получаю призы за свои короткометражные фильмы. Но самое главное, я наконец-то работаю над созданием своих сериалов – целых трех. 

Один из них мы делаем с Riki Group – это российская группа компаний, которая занимается созданием, управлением и продвижением медиа брендов. Пять лет назад у них был конкурс идей для сериалов, я прислала одну из своих идей и выиграла. Вместе с командой продюсеров мы разработали библию проекта (это детально описанный мир сериала, характеры персонажей, синопсисы историй) и сделали пилотную серию. Несколько лет продюсеры искали финансирование, и я уже думала, что можно забыть об этом проекте. Но в прошлом году мой сериал «Клуб Вопросики» получил финансирование Министерства культуры, и сейчас мы делаем первые 10 серий вместе с ребятами из Питера и Москвы. 

Второй проект – приключенческий сериал для детей постарше “The Saskatoons” – сейчас разрабатывается в португальской студии. Мы делаем пилот, на который получили грант от португальского правительства. Это международный проект, ко-продукция. Я работаю вместе с талантливыми португальскими режиссерами, раскадровщиками и художниками. Сценарии мы пишем вместе с мужем. Мой второй муж тоже сценарист. 

А третий проект пока секретный. Я могу только сказать, что это будет мини-сериал для британского детского канала.

Если дочке смешно, значит, и зрителю будет смешно!

С моим вторым мужем мы познакомились на анимационном фестивале во Франции, и с тех пор часто работаем вместе. Очень удобно жить с талантливым сценаристом, можно обсудить любой проект и обменяться идеями за кофе в living room. Хорошие идеи чаще рождаются в диалоге. У моего мужа вместе с братом маленькая анимационная студия The Brothers McLeod, они делали всякие проекты для Disney и Nickelodeon.

И у нас дочка-билингв. Мы берем ее с собой на мультфестивали и иногда даже на конференции по детским медиа. Она очень насмотренная – один из ее любимых фильмов «Остров Собак» Уэса Андерсена. Я ей показываю своих персонажей и аниматики (это анимированная раскадровка со звуком). Если ей смешно – значит и зрителю будет смешно! 

 

View this post on Instagram

 

Living things in the forest 🙂

A post shared by Evgenia Golubeva (@neverland_dictator) on

«Я не мышонок» и другие мультики 

В университете я делала мультфильмы, но за пять лет после выпуска не сделала ни одного – я просто не могла выбрать какую-то одну идею и продолжала откладывать на потом. После рождения дочки количество работы сократилось, и я вдруг поняла, что пора. Села и написала сценарий для фильма «Я не мышонок». 

Когда я была маленькая, моя мама называла меня мышонком. И меня это раздражало. Мышата такие серые, маленькие, незаметные. Поэтому я сделала мультик про девочку, которую мама называет мышонком, и она тут же в него превращается и попадает в разные дурацкие ситуации. Это комедийный двухминутный мультик про семью и любовь.

I am not a Mouse from Evgenia Golubeva on Vimeo.

Я делала его сама, после работы, рисовала по чуть-чуть каждый вечер. Спустя пять месяцев мультфильм был готов! Маму и других женских персонажей в нем озвучила наша знакомая актриса Шанейд Кинен. Она довольно знаменитая, играла в Doctor Who и Deep Water, у нее есть крутые призы, рна номинировалась на TV BAFTA. Теперь на сайте ее агентства указаны разные ее крутые проекты и мой мультик!

«Мышонок» в итоге попал в конкурс более чем 200 фестивалей и получил много призов. На фестивали я рассылала фильм сама. Работа не сложная: есть много ресурсов со списками важных анимационных фестивалей и платформ. Какие-то фестивали бесплатные, где-то за участие надо платить. Я потратила около 3000 фунтов на промоушн мультфильма. При этом деньги удалось вернуть. Я получила несколько денежных наград и продала мультик на европейские телеканалы.

Второй короткометражный фильм для детей я сделала с «Союзмультфильмом». Им понравился «Мышонок», они предложили прислать им несколько идей, но из присланного им ничего не приглянулось. Я расстроилась и уже хотела сдаться. 

Как раз в это время я пошла гулять в зоопарк, чтобы рисовать скетчи животных. Там мне пришла в голову идея мультфильма: «Хочу жить в зоопарке». Студии эта идея очень понравилась, мы получили финансирование от Министерства культуры, и дальше я работала над этим мультиком около года с командой из Петербурга. Сейчас у меня уже вышел третий мультфильм – тоже с «Союзмультфильмом», называется «Баба Яга и Малышка». Для русских мультфильмов я всегда делаю дубляж в Англии с английскими актерами, анимацию диалогов делаем сразу на два варианта – английский и русский.


Иллюстрировала книжки разных авторов и мечтала выпустить свою

Когда я переехала в Лондон, завела инстаграм, и у меня появилось много подписчиков. Я никогда не думала, что так будет – я просто рисовала скетчи. Но когда у меня набралось 14 000 подписчиков, я подумала – может быть, стоит сделать из этого карьеру? Я стала подрабатывать иллюстрацией, делала небольшие проекты. Потом собрала портфолио и решила найти агента. В Англии почти у всех иллюстраторов есть агенты. Они занимаются договорами, помогают найти проекты, ведут переговоры с издательствами.

За последние пять лет я работала с издательствами в Америке, Бельгии, Англии – иллюстрировала книжки разных авторов. Я даже делала книжку с наклейками для издательства Simon &Schuster “The Royal Baby Sticker Book”, когда родился второй ребенок в королевской семье. Нарисовала всю королевскую семью! Тогда же, кстати, родилась и моя дочка – я вдохновлялась ей и ее одеждой для иллюстраций этой книжки. 

Но после того, как я проиллюстрировала около 10 книг, мне стало скучно – я поняла, что хочу делать свои книжки, по своим текстам.

Но с этим было сложно. Я предлагала идеи издательствам через своих агентов, но мне приходили только отказы. Тогда я купила Children’s Writers’ & Artists’ Yearbook – в этой книге есть емейлы всех издательств Англии. И я разослала около ста писем. Мне пришло пять ответов, из пяти только одно издательство хотело сотрудничать. Child’s Play (довольно большое издательство с офисами в США и Австралии) спросили, есть ли у меня тексты для книжек. На тот момент я разочаровалась во всех своих попытках написать книжку и решила показать им свои короткометражки. Им понравился «Я не мышонок», и они предложили сделать из фильма picture book. Вместе с издательством мы работали над книжкой год: стилистика поменялась, я переработала изображение, добавила текстур и много всего нарисовала от руки. И наконец книжка готова, она появится в продаже 1 февраля!

Самое сложное – организовать финансы

10 лет назад, когда я только приехала в Лондон, мне казалось, что я никогда не смогу осуществить свои мечты и что никому неинтересны истории какой-то русской иммигрантки, говорящей с акцентом. Я думала, что рано или поздно сдамся и уеду. Но Англия оказалась гостеприимной страной, где живут люди, которые только рады помочь хорошим идеям воплотиться в жизнь.

Мне нравится фриланс. Это дает свободу выбора и места работы. Иногда я уезжаю в Европу на пару недель и работаю оттуда. Я люблю разнообразие задач – утром я обычно пишу сценарии, а после обеда рисую персонажей для сериалов или иллюстрирую книги. Раз в неделю занимаюсь продвижением своего бизнеса – у меня есть newsletter для всех моих контактов в индустрии. Очень полезно напоминать о себе регулярно, обычно после рассылки мне приходит несколько предложений о работе. 

Самое сложное во фрилансе – организовать финансы. Деньги приходят неравномерно. Иногда ты получаешь несколько гонораров в один день, а потом три месяца сидишь без доходов. Со временем я научилась откладывать деньги. А раньше тратила все сразу и потом занимала у друзей. 

 Также надо планировать работу примерно на год – и находить время на networking, ведь анимационная индустрия постоянно меняется, открываются новые студии, так что расслабиться не получается.

Уехали из Лондона к дому с садом

Мы уехали из Лондона, потому что нам хотелось свой дом с садом. Брат мужа со своей семьей жил в Стратфорде-на-Эйвоне, и мы решили переехать туда. Это город, в котором родился Шекспир – довольно туристическое место, но зато очень красивое. Здесь есть большой театр RSC, и мы стараемся ходить на все его спектакли. На улицах и в местных кофейнях можно встретить Робби Уильямса, Дэвида Теннанта и других звезд, которые работают с RSC. Обычно после четырех все туристы разъезжаются, и вечером я гуляю с собакой по пустынным старинным улицам, по которым когда-то гулял сам Шекспир.

Фото: Катерина Никитина
Иллюстрации: Евгения Голубева, evgeniagolubeva.com

Читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме